Одной из частых вопросов 3D-моделирования становится следующий: какой стратегией пользоваться при моделировании и как создать макет из патчей. Часто бывает так, что вам знаком едва ли не каждый инструмент в Alias, но вы не знаете, как приступить к проектированию сложной модели.

Вся сложность заключается в том, что невозможно научить 3D-стратегии моделирования, ведь весь этот процесс представляет собой смесь опыта, везения, таланта, а также знания основных правил и принципов. Этому сложно научить через чёткие руководства.

Но тем не менее существуют некоторые основные правила, которыми следует пользоваться. Далее мы постараемся показать запутанный, наполненный многократными повторениями и творческим поиском, процесс выработки стратегии моделирования. На самом деле, этот опыт настолько индивидуален, что вам не стоит обращать внимание на детали, главное – уловить суть самого процесса.

Перед вам простой пример – обычная ручка пивного наноса. Её-то мы и будем моделировать.

Основные правила создания макета из патчей:

  • старайтесь всегда использовать 4-сторонние патчи;
  • если вам попались треугольные или многогранные патчи, то лучше всего преобразовать их в 4-сторонние.

 

Шаг 1: просто начните работу с простого

 

Начните с простого: обычного наброска блока, эскиза. В начале работы над сложным заданием может приключиться небольшая паника. Сперва кажется, что ничего сделать невозможно, но, приступая к работе, постепенно приходит успокоение.

3D-моделирование, Alias

Затем постарайтесь определить, какое расположение патчей будет оптимальным. В этом можно руководствоваться опять же простыми критериями – симметрия, характерные линии, 4-сторонние патчи.

3D-моделирование, Alias

 

Шаг 2: решение проблем

 

На следующем этапе приходит черед экспериментов с вариантами расположения патчей. На самом деле подобные упражнения с вариантами направлены на решение проблемы, а не на собственно моделирование. Скорее всего, большинство результатов полетят в корзину, но этот процесс очень важен. Основная ошибка, которую совершают новички 3D-моделирования, в том, что они застревают над одним макетом, пытаясь усовершенствовать его. Поверьте, если вы потратили 3 часа в попытках создать удобоваримую модель, то не стоит тратить ещё 3, чтобы довести её до ума. Просто выбросите её и попробуйте что-то другое (по-хорошему это нужно было сделать ещё 2 часа назад).

3D-моделирование поверхностей с использованием CV принесет хороший результат, но и построение кривых и работа с инструментами поверхностей тоже. На рисунке, расположенном ниже, вы можете увидеть первую догадку в стратегии моделирования.

3D-моделирование, Alias

Все, что остается из этого рисунка – это понимание того, как модель будет работать в качестве пачт-макета, а также несколько грубых поверхностей. И это 3D-понимание не стоит недооценивать. Ведь проект может подвергнуться множеству переделок, пока не достигнет окончательной формы. Поверьте, такое понимание будет куда полезнее всякий раз, когда вы соберётесь заново спроектировать или изменить свою модель, чем любая уже готовая поверхность.

В случае с нашей ручкой, становится ясно, что две пересекающиеся формы образуют именно то, что мне нужно. Но вот получить идеальную линию пересечения, манипулируя только с CV очень сложно. Поэтому дальше используем эталонную кривую 3D, чтобы получить правильную поверхность.

3D-моделирование, Alias

 

Шаг 3: скульптинг

 

Теперь можно придавать своим поверхностям именно те точные формы, которые нужны. На этот надо уделить куда больше времени каждой кривой и поверхности, ведь практически наверняка они приведут к окончательной версии модели.

Каждую из поверхностей ручки обрабатываем по-отдельности, обрезая 3D-кривой, чтобы избежать их пересечения. Так работать проще, ведь нам надо менять что-то одно. В противном случае, если допустить пересечение двух поверхностей, то бывает очень трудно определить, какую из них нужно изменить.

Начинать стоит с наименьшего количества CV, которое позволяет поверхность, но затем надо увеличивать количество пролётов, приближаясь к созданию финальной версии модели.

3D-моделирование, Alias

Конечно же шаги 2 и 3 могут повториться несколько раз, это не исключено. Главное отдавать себе отчет, проходя через эти этапы: решаете ли вы проблему или собственно занимаетесь скульптингом.
Если это поиск решения, то

  • работайте быстро и не волнуйтесь о точности и аккуратности своего макета;
  • постоянно сохраняйте файлы с последовательными именами, что позволит вам при необходимости вернуться к более ранней версии проекта;
  • пробуйте разные варианты и сохраняйте их;
  • изучайте сформированные поверхности, чтобы понять, как можно ещё изменить их форму;
  • делайте набросок предполагаемого макета из патчей на бумаге, это позволит вам прикинуть на глаз разные возможные комбинации;
  • для того, чтобы определить почему не работает определённая поверхность, используйте все инструменты оценки, которые предлагает Alias;
  • на поиск решения порой уходит до 70-80% времени всей работы.

В режиме скульптинга все происходит несколько инче:

  • будьте более организованы в плане слоёв и названий;
  • прорабатывайте каждую деталь точно и тщательно;
  • всё так же постоянно и последовательно сохраняйтесь в процессе 3D-моделирования – если что-то идёт не так, то просто начните с того момента, когда ошиблись;
  • избегайте тупиков, если вы работаете над поверхностью больше получаса, то вернитесь к режиму «решение проблемы» и пробуйте альтернативные варианты;
  • просто наслаждайтесь процессом, ведь на этой стадии он отнимает немного усилий, и у вас есть время насладиться своей моделью.

Вот пример метаний между поиском решения и скульптингом:

Здесь время тратится на усовершенствование поверхности и максимальное приближение ее к окончательной версии.

3D-моделирование, Alias

Практически все готово, но нет уверенности в возможности управления задней стенкой. Поэтому следует снова переключение в режим решения проблемы и размышление о том, следует ли разделять эту поверхность на две части и что лучше использовать закругление или наложение поверхностей.

3D-моделирование, Alias

Выясняется, что так ее труднее контролировать, поэтому от этой идеи отказываемся. Однако заметьте, мы бы этого не узнали, если бы не попробовали! Теперь же есть уверенность в том, что мой макет патчей правилен, и нужно добавить чуть больше CV-кривых и потратить время на дополнительное моделирование и выравнивание.

В результате, осталась небольшая погрешность на передней панели, но небольшая корректировка устраняет эту проблему. И наконец-то мы получаем окончательный патч-макет.

3D-моделирование, Alias

Вы наверняка сталкивались с тем, что создавая наброски будущей модели на бумаге, немало рисунком попадет в мусорное ведро. В Alias все происходит также. Не бойтесь отбрасывать уже созданные поверхности и одновременно с этим учиться на тех проблемах 3D-моделирования, с которыми вы сталкиваетесь. Поверьте, что даже опытный конструктор часто не знает, какую именно схему патчей использовать. Оптимальный выход из ситуации – экспериментирование.

 

Урок основывался на статье Modeling strategy